Home
Небесная церковь
Иерархия
Бог
Богородица
Ангелы
Святые Божии

Бог

Бог – живой, бестелесный, сущий и невидимый Дух. Доказательств бытия Божия существует четыре вида: космологическое, телеологическое, онтологическое и нравственное.

Космологическое доказательство от ограниченности и случайности наблюдаемых предметов, на основании аксиомы, что все, что бывает – должно иметь достаточную причину, ведет к заключению о бытии Существа безусловного, или такого, бытие которого независимо ни от каких условий и утверждается само в себе; иначе вся совокупность условного бытия не имела бы окончательной причины. Помимо утверждения бытия Божия, это доказательство дает нам и понятие о Боге, как о Существе безусловном и Творце. Космологическое доказательство побуждает нас признать внемирную творческую силу, вызвавшую мир из небытия.

Телеологическое доказательство от целесообразного устройства мира заключает к бытию целеполагающего виновника такого устройства мира. По началу и происхождению оно родственно с доказательством космологическим, но дополняет его и дополняется им. Телеологическое доказательство говорит нам, что сила, вырвавшая мир из небытия, кроме могущества, имеет еще свойства разумного существа, разумной личности.

Онтологическое доказательство из присущего нашему сознанию понятия о Боге заключает о реальном существовании Бога. Мы представляем Бога существом всесовершенным. Но представлять Бога всесовершенным и приписывать ему бытие только в нашем представлении значит противоречить собственному представлению о всесовершенстве существа Божия, потому что совершеннее то, что существует и в представлении и в действительности, нежели то, что существует в одном только представлении. Таким образом нужно заключить, что Бог как существо, представляемое всесовершенным, имеет бытие не в одном только нашем представлении, но и в действительности. Бог, по идее, есть существо всереальное, совокупность всех реальностей; бытие относится к числу реальностей; по этому необходимо признать, что Бог существует.

Путем доказательства онтологического мы постигаем Бога, как первосущество – субстанцию.

Космологическое дает нам идею о Боге как первой причине всякого бытия и жизни, не требующей никаких условий для своего собственного бытия.

Телеологическое доказательство заставляет нас в Верховном Существе призвать существо премудрое и бесконечно разумное.

В нравственном доказательстве мы приписываем Богу чистейшее самоопределение и признаем его верховным законодателем и судьею мира.

В этих общих определениях даны частные понятия о свойствах существа Божия. Он вечный (существует вне времени); неизменяемый; всемогущий; вездесущий; всеведущий; всеблагий (очень добрый); всеправедный (справедливый); вседовольный (не нуждающийся); всеблаженный (счастливый), самобытный, премудрый. Творец (Созидатель), Вседержитель (Владыка, Царь). Как безусловно разумное и свободное существо, всегда и всецело обладающее своими совершенствами, с полным ведением и совершенною волею, свободное от внешней необходимости, Бог есть всесовершенный дух и, в чистейшем смысле слова, Лицо. Как верховному существу и верховной причине мира, ему свойственно всемогущество. Как художнику целесообразного устройства мира ему свойственна премудрость. Как верховному законодателю нравственного мира, ему свойственны: правосудие, благость, святость и проч., и проч. Так как в Боге заключаются идеалы всех для нас мыслимых совершенств, то Бог есть существо всереальное, идеал истины, добра и красоты.

Бог един по своему существу, но троичен в лицах. Мы исповедуем веру в единосущную и нераздельную Троицу – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Отличия лиц Святой Троицы выражаются так называемыми ипостасными свойствами: Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица, Бог Сын предвечно (прежде всякого времени) рождается от Бога Отца, Бог Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца. Но все лица Пресвятой Троицы имеют равное божественное достоинство.