Home
Земная церковь
Православная иерархия
Монастырь
Храм
-Иконостас
-Крест
-Церковный звон
-Церковная свеча
Таинства
Богослужение

Храм

Здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, имеющее престол и освященное алтарем. Храм – это творение божье и модель мироздания: само здание представляет собой землю, а купол – небо. Кроме того, храм символизирует человека, также являющегося творением Бога. Храм обычно строят в виде корабля (мир – житейское море, а храм – корабль, в котором можно его переплыть), в виде креста, дающего вечное спасение, или круга, символа вечности, иногда в виде восьмиугольной звезды, путеводно сияющей верующим. В куполе храма почти всегда изображается Пантократор – Господь Вседержитель. Храм делится на три части: алтарь, среднюю часть и притвор, в которых соответственно находятся священнослужащие, верные и оглашенные.

Алтарь – важнейшая зона, символизирующая царствие небесное. Алтарь всегда обращен к востоку, так как с востока пришло спасение, с востока вместе с солнцем приходят свет и животворное тепло, верующие от алтаря получают в таинствах освящение и духовные силы. В алтаре находится престол и жертвенник.

Престол располагается в центре алтаря. На нем невидимо присутствует Царь царствующих, и на нем возносится жертва бескровная и совершается высочайшее таинство евхаристии. Он имеет квадратную форму, знаменующую то, что на нем преподается Божественная пища православным христианам всех четырех сторон света. В каждой церкви, в кресте под престолом, находятся мощи святых. Одежды престола: нижняя, белая – срачица, символизирующая плащаницу, котоой было обвито тело погребенного Спасителя. Срачица троекратно опоясуется веревкой, знаменующей узы. в которых Господь был веден к первосвященникам. Причем веревка на каждой стороне престола образует крест, так как крест есть и орудие, которое низвело небесного подвигоположника в гроб и возвело на высоту небесной славы. Верхняя одежда престола, верхняя риза – индития, изображает ризы присносущной славы Богочеловека. На облаченном в священные одежды престоле находится антиминс в илитоне (как бы в гробных пеленах) или сударь (плат, которым покрыто было чело погребенного Спасителя).

Антиминс есть образ гроба Господня или плащаницы, в которой положено было тело Христово. На антиминсе находится евангелие как скрижаль нового завета; крест как благославенное орудие жертвы, принесенной за нас; ковчег или дарохранительница для хранения св. даров причащения.

Для более выразительного изображения неба, окружающего и покрывающего престол, над ним иногда устраивается киворий (сени).

Горнее место – восточная часть престола и место за престолом, куда входит и садится при богослужении архиерей. Места пресвитеров за престолом называются вторыми престолами или сопристолиями. Ступени при горнем месте означают чин и степени каждого из иерархов и иереев.

В северной части алтаря находится предложение, жертвенник для принятия и приготовления на нем приношений. На жертвеннике освящаются необходимые при богослужении сосуды. Жертвенник знаменует вертеп, в котором родился Спаситель.

В южной части алтаря находится пастофорий, ризница (vestiarium), сосудохранилище, диаконское отделение – хранилище богослужебных книг, сосудов, риз и прочей утвари, необходимой для богослужения. Мирянам вход в алтарь запрещен.

От средней части (трапезы) алтарь отделен иконостасом. Средняя часть храма является местом собрания верующих. Возвышение, соединенное с алтарным и простирающееся вдоль всего иконостаса с южной до северной стороны называется солея. От середины солеи в храм простирается возвышение – амвон – место, на котоое при богослужении восходят священнослужители для молитв и произнесения поучений; певцы и чтецы, принявшие священное пострижение, для чтения и пения (не ниже иподиакона). Духовно амвон знаменует тот камень, с которого ангел возвестил мироносицам о воскресении Спасителя. В архиерейских соборах в средней части храма ставится архиерейский амвон с кафедрой. По сторонам амвона на солейном возвышении устраиваютмя клиросы для певцов и чтецов. На клиросе место причетников. Рядом с клиросами стоят хоругви как знамение нашего соединения и служения Богу в Иисусе Христе. За амвоном стоят верные: с правой стороны мужчины, а с левой – женщины. У дверей западных (красных), ведущих из церкви в притвор, становятся оглашенные первого ряда (стоящие с верными, купностоящие).

Притвор – третья, западная часть храма, расположенная за красными вратами. Притвор делится на внутренний (куда входили из паперти) и внешний (паперть и ограда). У врат, ведущих из внутреннего притвора во внешний, стояли оглашенные второго разряда (припадающие). В самих вратах стояли оглашенные третьего разряда (слушающие). Во внешнем притворе стояли оглашенные четвертого разряда (плачущие). В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения – обручения, лития, чин оглашения и др. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления.

Многие храмы имеют колокольню (обычно над притвором) или звонницы с колоколами для созыва верующих на богослужения. Крыша храма увенчивается куполом с крестом, что говорит о том, что это храм христианский и в нем прославляется распятый на кресте Господь Иисус Христос. Число глав над храмом бывает различным: одна глава – в честь Главы Церкви, Господа Иисуса Христа; две – в честь Богочеловека Иисуса Христа, три – в честь Святой Троицы; четыре – в честь четырех Евангелистов, пять – в честь Господа Иисуса Христа и четырех Евангелистов; семь – число церковных Таинств и вселенских соборов; девять – число ангельских чинов; тринадцать – в честь Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.

Храм освящается во имя праздника или какого-либо святого, день памяти которого является храмовым, или престольным праздником. Освящение храма бывает архиерейское, т.е. освящение храма и антиминса или только антиминса, который освящается как престол; и иерейское, когда иерей освящает храм антиминсом, освященным от архиерея. Оба этих освящения храма называются великим освящением. Чин освящения храма заключает в себе; устройство св. трапезы; омовение и помазание св. трапезы; облачение трапезы и помазание стен храма; вложение мощей св. мучеников. День освящения храма есть великий ежегодный храмовый праздник, называемый днем обновления храма. Есть еще обновление храма, называемое молитвы на обновление и отверзение храма. Это бывает, когда нарушены неприкосновенность и святость места. Тогда по благословению епископа бывает особенное обновление храма молитвой и кроплением св. водой, которое называется малым. Малое обновление храма бывает: когда неосвященные люди касаются престола, его священной утвари и одежд; после осквернения храма еретиками и язычниками; после осквернения храма насильственной в нем смертью человека или кровью человеческой, смертью или рождением в нем животного, ибо смерть есть оброк греха, а рождение – проводник греха.

Главный храм епархии, города называется собором, в нем служит местный архиерей. Главная церковь в городе, где служат архиереи, называется кафедральным собором. По церковным канонам вся жизнь христианина от рождения (крещения) до смерти (отпевания) должна быть связана с храмом.