Home
Земная церковь
Православная иерархия
Монастырь
Храм
Таинства
Богослужение

Таинства

Святые Таинства установил сам Иисус Христос. Таинством называется такое священнодействие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия. Всех Таинств семь: Таинство Крещения, Миропомазания, Евхаристии (Причастия), Покаяния (Исповеди), Брака (Венчания), Священства (Рукоположения), Елеосвящения (Соборования). Святые Таинства – это видимые знаки, посредством которых невидимо нисходит на человека благодать Св. Духа – спасающая сила Божия. Семь Таинств соответствуют семи дарам Св. Духа.

В Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную. Крещение начал совершать Иоанн, но его крещение было только приготовлением к таинству, поскольку его крещение было крещением покаяния и означало, что как тело омывается водой, так и человек, желающий войти в царство Божее, должен очиститься от грехов. Иисус Христос своим примером и повелением установил таинство крещения водой и Духом Святым (баня пакибытия и обновления Духа Святого). Действия крещения вкратце суть следующие: через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы человеку во-первых, даруется отпущение в прародительском грехе и во всех других грехах, содеянных крещаемым до крещения. Во-вторых, благодатью Святого Духа крещающийся возрождается в новую духовную жизнь. В-третьих, крещающийся становится членом Церкви, ему даруется блаженное бессмертие: ибо, освобождая людей от прежде бывших грехов, крещение соделывает их храмами Божиим. Погружение есть сопогребение Христу, возникновение из воды есть совосстание с Ним. В опасности смерти крещение иногда совершается обливанием или окроплением и поэтому называется крещением больных. Православная традиция считает, что при крещении, когда человек приобретает церковное имя, вместе с ним он получает небесного покровителя — святого, по имени которого назвали человека. День памяти данного святого и является датой именин. Имена святых занесены в Святцы — список святых, чтимых православной церковью. В Святцах есть много одноименных святых, поэтому при определении дня именин выбирается святой, чья память ближе всего следует за датой рождения человека.

Младенца следует крестить на восьмой или на сороковой день жизни. В обряде крещения младенцев плотские родители по обычаю не участвуют и не могут быть восприемниками своих детей. Крестный (восприемник) на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе. Восприемниками не могут быть иноки и инокини, супруги вместе для чужих детей, так как духовный союз не совмещается с брачным (в противном случае брак должен быть расторгнут). Духовное родство считается выше плотского. Родство духовное считается и между теми, кто имеет одного восприемника. При крещении взрослых старше 18 лет крестные не нужны.

В Миропомазании, помазании святым миром, человек получает благодать, духовно взращающую и укрепляющую. Миро – особым образом приготовленный и освященный благовонный состав из множества веществ (елей, алоэ, смирна, розовое масло, толченый мрамор и др.). В храме святое миро хранится на Престоле алтаря и освящается епископом (в РПЦ Патриархом в Москве в Успенском соборе). Миропомазание бывает сразу после крещения, помазуются чело (лоб) – для освящения мыслей, очи (глаза) – чтобы мы шли по стезе спасения под лучами благодатного света, уши – да будет человек чутким к слышанию слова Божия, ноздри, уста – дабы оказались способными к вещанию Божественной истины, грудь – чтобы, облекшись во всеоружие Духа Святого, мы все могли о укрепляющем нас Иисусе Христе, руки – для освещения на дела, угодные Богу, ноги – для хождения по стопам заповедей Господних. Если человека крестил мирянин "страха ради смертного", то такое крещение обязательно впоследствии дополняется миропомазанием.

В Причащении человек питается духовно. Причащение есть таинство, в котором православный христианин под видом хлеба и вина принимает самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинство соединяется с Христом и делается причастником вечной жизни.

В Покаянии человек врачуется от болезней духовных, т.е. от грехов. Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника, выражая решимость не повторять их в дальнейшем и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Иисуса Христа.

После крещения, таинство покаяния является единственным средством для вступающих в Церковь к заглаживанию грехов, сделанных после крещения, и к новому благодатному примирению и воссоединению с Богом и Церковью. Поэтому таинство покаяния называется вторым крещением и крещением слезным. Продолжением покаяния является епитимия

Истинное покаяние требует:
во-первых: предварительно самоиспытания и сокрушения о грехах, которыми мы оскорбили Бога и ближних, унизили в себе образ и подобие Божие;
во-вторых: устного и полного исповедания грехов Господу не как неведущему, а потому, что исповеданием совершается покаяние и полагается удовлетворение, потому что исповеданием умилостивляется Бог.

В Браке при свободном обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз, в образе духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Венчание не совершается:

Брак в православной Церкви прекращается: во-первых: смертью одного из супругов; во-вторых: явным распутством; в-третьих: осуждением одного из супругов; в-четвертых: природной неспособностью к брачному сожитию; в-пятых: продолжительным и безвестным отсутствием; в-шестых: взаимным желанием супругов принять обет монашеский.

В Елеосвящении (соборовании) больной врачуется и от болезней телесных посредством исцеления от душевных. Это Таинство, в котором при помазании больного освященным елеем, призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных болезней и отпущения ему забытых без злого умысла грехов. Это благодатное средство, которое православная Церковь подает болящим и страждущим для облегчения, уврачевания и приготовления к христианской, непостыдной и мирной кончине. Елей – образ милости Божией, любви и сострадания. При соборовании помазуются голова, грудь, руки и ноги. Тело страждущего помазуется семь раз. Таинство елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения его собираются семь священников, хотя по нужде может совершить его и один иерей.

Таинство елеосвящения следует отличать от помазания св. елеем, которое преподается перед крещением и от лампад, теплящихся перед св. мощами и иконами, по благословении на всенощных бдниях перед великими праздниками, а также для врачевания зол и болезней. Эти елеосвящения (елеопомазания) не являются таинством.

В Священстве человек получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством Учения и Таинств. В Таинстве священства правильно избранный человек через архиерейское рукоположение (хиротонию) получает благодать Святого Духа для освященного служения Церкви Христовой.