Home
Западное монашество
Западное монашество
Духовные рыцарские ордена
Монашеские ордена
Нищенствующие монашеские ордена
Монашеские конгрегации

Нищенствующие монашеские ордена

К нищенствующим монашеским орденам относится ряд католических монашеских орденов, которые полностью или частично отказывались от владения имуществом и получения постоянных доходов и жили милостыней. Возникновение нищенствующих орденов в 13 в. тесно связано с развитием новых воззрений на монашескую аскезу. Следование Христу понималось теперь как отказ от всякого имущества и даже крыши над головой. В "апостольской жизни" члены нищенствующих орденов (мендиканты) видели не прообраз идеальной киновии, но пример активной деятельности в миру во спасение других. Поэтому они именовали себя не "монахами" (отшельниками), но "братьями". С самого начала нищенствующие ордена поддержало папство, стремившееся опереться на них в борьбе с еретическими движениями, укрепить пастырское служение в городах и повысить авторитет Церкви. В обязанности нищенствующих орденов входили проповедь, исповедь, миссионерство и участие в инквизиции, что предполагало принятие всеми братьями священнического сана, а также создание орденской системы богословского и лингвистического образования. Организация проповеди в нищенствующих орденах существенно отличалась от территориальной, практиковавшейся в Церкви, и восходила к опыту еретиков – катаров и вальденсов. Проповедник не ждал, когда к нему соберется паства, но сам искал ее, шел к людям "со всем смирением", "пешком без золота и серебра, словом, во всем подражая апостолам". Конкуренция членов нищенствующих орденов с клиром порою доходила до острых конфликтов.

Крупнейшие из них имели женское ответвление – второй орден и опекали многочисленные духовные братства мирян, объединенные в третий орден (терциарии).

В эпоху Реформации нищенствующие ордена попали под огонь критики гуманистов и протестантов, что вызвало упадок орденов, укрепивших свое положение лишь в 19 в.

Августинцы – католический нищенствующий монашеский орден, основанный в Италии в середине XIII в. Орден получил название от своего устава, ложно приписываемого блаженному Августину (умер в 430 г.).

Августинцы-Эремиты (еремиты) – ческий нищенствующий монашеский орден, образованный в 1256 г. по инициативе папы Александра IV из отдельных групп итальянских отшельников на основе устава св. Августина и по образцу доминиканцев. К реформаторскому крылу ордена, возникшему в 15 в., принадлежал идеолог Реформации Мартин Лютер.

Доминиканцы – католический нищенствующий монашеский орден, основанный в 1215 г. испанцем Домиником (1170 – 1221 гг.). Первый из нищенствующих орденов. Официальное название – Братья ордена проповедников (в шутку назывались Domini canes – собаки Господни). Орден был создан с целью углубленного изучения богословия, проповеди и борьбы с ересями. В их ведении находилась инквизиция, а затем и цензура. Доминиканцы создали разветвленную сеть богословского образования, включавшего также изучение различных языков. Во главе ордена стоит генерал, находящийся в Риме. Носят белую одежду с черной мантией. Обеты: безусловная нищета, проповедь, преследование еретиков.

Капуцины – католический нищенствующий монашеский орден, основанный в 1525 г. миноритом Басчио в Урбино – Италия в результате отделения от ордена францисканцев-обсервантов. Распространились по всей Западной Европе, были одной из важнейших сил католической контрреформации.

Кармелиты – католический нищенствующий монашеский орден, основанный в 1156 г. в Палестине на горе Кармель во время крестовых походов. В 13 веке переместился в Западную Европу. Распался на обсервантов, конвентуалов и терциариев, давших обеты нищенства.

Тринитарии – члены нищенствующего монашеского ордена, основанного в 1198 г.; орден был создан с целью сбора пожертвований для выкупа христианских невольников.

Францисканцы – католический нищенствующий монашеский орден, основанный в 1208 г. итальянцем Франциском Ассизским (1182 – 1226). Официальное название с 1223 г. – "орден братьев меньших" (лат. ordo fratrum minorum), сокращенно – минориты. Обеты: отречение от собственности и удовольствий, проповедь, миссионерство, борьба с еретиками и пр. Краеугольным камнем францисканского учения была бедность, понимаемая как высшая степень смирения: "Не может человек владеть, ибо владеет только Бог". Следование Христу, воплощенной Любви, означало для Франциска не только отказ от всех земных благ, но и всепоглощающую любовь к ближнему, выразившуюся в проповеди спасения. Франциск запрещал братьям искать даже минимальные удобства для себя, предписывал носить рубище, препоясанное веревкой, а книги разрешал иметь только грамотным братьям, притом исключительно богослужебные. Францисканцы, подобно доминиканцам, создали свою систему богословского образования.

С 1212 г. в подражание возник женский орден кларисянок. Особый светский отдел францисканского ордена составляли терциары, дававшие обет нищенства и жившие в семействах, домах.

Попытки смягчить требования бедности вызвали, однако, во второй половине 13 в. раскол ордена на сторонников их полного сохранения – спиритуалов (миноритов) – и конвентуалов, ратовавших за развитие больших монастырских общин – конвентов. Во второй половине 14 в. появилось движение обсервантов. Окончательный раскол францисканцев на ордена конвентуалов и обсервантов произошел в 1517 г., а затем отпочковался от обсервантов орден капуцинов. После долгого упадка ордена в эпоху Реформации и Просвещения в 19 в. началось возрождение ордена. Новый взлет популярности обрела личность св. Франциска как национального итальянского писателя, гуманиста и борца за социальную справедливость; в 20 в. его стали считать первым защитником экологии. В 1897 г. под давлением папы Льва XIII была заключена Леонианская уния, объединившая лишь обсервантов (Ordo fartrum minorum ab Unione Leoniana). Вместе с миноритами-конвентуалами и капуцинами три ветви францисканцев остаются по сей день самым многочисленным монашеским объединением Западной Европы.